Тема 5. Автоматизация работы пользователя при вводе данных в таблицы

     Цель изучения темы: научиться использовать Построитель выражений для задания условия контроля вводимых данных в поля таблицы, освоить работу мастера построения масок ввода, изучить технологию использования Мастера подстановок при заполнении полей таблицы.

5.1. Использование построителя выражений для контроля вводимых данных в таблицы

  1. Откройте таблицу «Личные сведения» в режиме конструктора, добавьте новое поле «Год рождения». Щёлкните правой кнопкой мыши около поля «Фотография», выберите строку с командой image104.png.
  2. Для поля «Год рождения» установите тип поля – Числовой, а в свойствах поля установите – Целое.
  3. В строке с наименованием «Условие на значение» (в свойствах поля) щёлкните по значку image105.png для открытия построителя выражений (Рис. 43 на перднем плане построитель выражений с введённым условием).

image106.jpg

Рис. 43. Установка условия проверки содержимого поля «Год рождения»

  1. Введите условие для проверки содержимого поля «Год рождения», как показано на рисунке 43 (image107.png), где в квадратных скобках указывается имя поля, а затем условие, которое должно выполняться.
  2. Закройте построитель выражений кнопкой «ОК», сохраните таблицу.

Откройте таблицу «Личные сведения», начните заполнять данными в поле «Год рождения». Обратите внимание, если будет нарушено условие, например, введено число <=1994, то при переходе к следующей записи, появится сообщение, как показано на рисунке 44.

image108.jpg

Рис. 44. Сообщение об ошибке, в случае нарушения условия

Вопросы для самоконтроля

  1. Как открыть построитель выражений в режиме конструирования полей таблицы?
  2. Какие функции можно использовать в построителе выражений?
  3. Как будет реагировать система, в случае ввода в таблицу данных, которые не соответствуют выбранному условию?

5.2. Создание маски ввода для контроля данных

Маска позволяет при вводе информации показывать в поле готовый шаблон, в который заносятся данные. Как правило, маски ввода используются в текстовых, числовых, денежных полях и полях типа Дата/время. Например, необходимо контролировать правильность ввода телефонных номеров. Для создания маски ввода, необходимо выполнить:

  1. Открыть таблицу «Личные сведения» в режиме конструктор, выделить поле с именем «Телефон», установить длину поля, например, 25 символов (больше не потребуется).
  2. В свойствах поля (Общие) в строке «Маска ввода» раскройте список шаблонов символом справа image105.png, после чего система обязательно даст сообщение (Рис. 45), в котором следует выбрать кнопку с именем «Да». После чего будет открыто окно с наименованием «Создание масок ввода» (Рис. 46).

image109.png

Рис. 45. Подготовка системы к использованию шаблонов маски ввода

image110.png

Рис. 46. Начальное состояние окна «Создание масок ввода»

 

  1. Окно с наименованием «Создание масок ввода» (Рис. 46) содержит несколько кнопок. Обратите внимание, что в этом окне уже имеются шаблоны с масками, которые можно также выбирать, а затем в них вводить исправления и добавления. В окне «Создание масок ввода» нажмите на кнопку image111.png. В появившемся окне заполните текстовые окна, как показано на рисунке 47. В окно – Описание введите название создаваемой маски ввода. В окно – Маска ввода необходимо ввести параметры, по которым будут вводиться данные в таблице. В двойных кавычках указано «Код города» - это подсказка, которая будет появляться в текстовом окне таблицы в поле «Телефон». Цифры 99 обозначают, что можно (но не обязательно) ввести любые цифры, кроме других символов, а круглые скобки будут появляться в поле. Знак дефис (тире) является символом, используется в качестве разделения блоков цифр. Ноль в шаблоне обозначает, что вводить требуется в обязательном порядке любые цифры (от 0 до 9).

image112.png

Рис. 47. Окно для настройки маски ввода при её создании вручную

На рисунке 48 представлено окно «Создание масок ввода», в котором появляется название, созданной маски. Можете выделить созданную маску ввода, а затем проверить, как она работает, введя окно с именем «Проба» номер телефона. Если вас не удовлетворит результат, то щёлкните по кнопке image113.png, и повторите операцию создания маски ввода. В том случае, если тест прошёл удачно, то нажмите на кнопку image114.png. Обратите внимание, что при создании маски вручную (Рис. 47) есть некоторые отличия при подготовке маски от того, как она будет отображаться в таблице.

image115.png

Рис. 48. Отображение созданной маски ввода библиотеке шаблонов

На следующем шаге (Рис. 49) система позволяет изменить маску ввода, например, можно выбрать другой символ заполнителя (по умолчанию устанавливается знак заполнителя  _  подчёркивание).

image116.png

Рис. 49. Диалоговое окно для изменения маски ввода

Следующим шагом создания маски ввода, является вид хранения данных в таблице. Нажав на кнопку image114.png, вы увидите диалоговое окно, которое показано на рисунке 50.

image117.png

Рис. 50. Диалоговое окно для выбора варианта хранения данных

В следующем окне, система даст подтверждение о завершении подготовки маски ввода в виде сообщения: image118.png, нажмите на кнопку image119.png, закройте режим конструктора, и приступайте к заполнению данными в поле «Телефон» (Рис. 51).

image120.jpg

Рис. 51. Заполнение поля «Телефон»

Обратите внимание, что в режиме конструктора для поля «Телефон» в окне «Свойства поля», будет отражена маска ввода: image121.png, вы можете внести некоторые исправления непосредственно в это окно. При установке курсора в незаполненное поле «Телефон» потребуется либо кликнуть указателем мыши по пустой ячейке, чтобы увидеть маску ввода, либо нажать на клавишу – Пробел.

Вопросы для самоконтроля

  1. В каких случаях удобно использовать маски ввода?
  2. Что надо сделать, чтобы выбрать готовый шаблон маски ввода?
  3. С чего следует начать при создании маски ввода «с нуля»?
  4. Как осуществить внесение исправлений в маску ввода, которую выбрали для определённого поля?

5.3. Создание списка с множественным значением данных

В реальной жизни приходится сталкиваться со случаями, когда у одной записи появляется поле, содержащее несколько однотипных данных. Поэтому, при построении реляционной базы данных создают несколько повторяющихся записей в таблице, например, для учащегося, который сдавал экзамены по математике, физике и ряду других дисциплин, придётся создать строки с одинаковыми фамилиями, а полям задать название дисциплины, оценка, дата сдачи и т.п., получается очень громоздко. Можно создать отдельные таблицы по каждой дисциплине, но при этом опять в каждой таблице должна появляться одна и та же фамилия. А как сделать так, чтобы в одном поле таблицы увидеть сразу несколько перечислений данных? Решение такой задачи осуществляется вводом в таблицу поля с повторяющимися записями.

Предположим, в отделе кадров ведут учёт индивидуальных надбавок сотрудникам организации. Каждая надбавка назначается в разное время, а бухгалтерия на основе приказа должна учитывать эти надбавки при выдаче заработной платы. Допустим, что каждая надбавка выражается коэффициентом от основной ставки сотрудника. Хотелось бы такие данные для сотрудника отображать в одном поле. Решение такой задачи осуществляется с помощью мастера подстановок, попробуем это увидеть на конкретном примере, выполнив несколько шагов.

Шаг 1. Создание таблицы.

Создайте новую таблицу в MS Excel, назовите её, например, «Доплаты», которая показана ниже, сохраните таблицу в виде отдельного файла - Доплаты.xlsx.

Таблица 2. Наименования доплат в организации

Вид доплаты

Коэффициент доплаты

За секретность

0,25

Знание ин. языка

0,15

Наличие учёной степени

0,4

Нет

0

Шаг 2. Подсоединение таблицы к базе данных.

В базе данных активизируйте вкладку «Внешние данные», выберите image065.png, заполните окно «Внешние данные» (Рис. 52)

image122.jpg

Рис. 52. Импорт внешней таблицы в базу данных

Обратите внимание, что выполнение операций на шаге 2, осуществляется аналогично, как это выполнялось в разделе 3.3. Ключ в таблице не устанавливать, сохранить в базе данных новую таблицу можно, например, под именем image123.png.

Шаг 3. Создание нового поля в таблице.

Откройте таблицу «Личные данные» в режиме Таблица. Выберите команду «Новое поле», для этого на Вкладке «Режим таблицы» активизируйте ярлык «Поля», на котором щёлкните по иконке image054.png (Другие поля). В раскрывшемся списке выберите команду image055.png. Будет открыто диалоговое окно «Создание подстановки». Выберите пометку image124.png, и нажмите на кнопку image058.png. В следующем окне выберите из списка строку: image125.png, нажмите на кнопку image058.png.

В следующем окне (Рис. 53) перенесите из левого окна в правое окно поля «Вид доплаты» и «Коэффициент доплаты» (выделите имя поля и нажмите на кнопку image127.png).

image128.png

Рис. 54. Выбор имени поля подстановки

В открывшемся диалоговом окне, можете выбрать порядок сортировки для данных в поле (не обязательно), и нажмите на кнопку image058.png.

В следующем диалоговом окне (Рис. 55) выполните действия по созданию ширины столбцов, нажмите на кнопку image058.png

image129.png

Рис. 55. Подготовка поля для встраивания в таблицу «Личные сведения»

Обратите внимание, что при создании нового поля в подчинённой таблице будут отображаться только те данные, имя которых необходимо выбрать в окне, представленном на рисунке 56.

image130.png

Рис. 56. Выбор вида данных, которые будут отображаться в подчинённой таблице базы

На следующем этапе, задайте подпись - наименование поля в таблице  (Рис. 57), сделайте пометку image131.png и нажмите на кнопку image061.png после чего в таблице «Личные сведения» появится новое поле «Доплаты».

image132.png

Рис. 57. Заключительный шаг создания поля подстановки

Шаг 4. Заполнение данными поля в таблице.

Заполните данными поле «Доплаты» в таблице «Личные сведения». Поле «Доплаты» будет содержать раскрывающийся список (Рис.58), в котором можно выбирать несколько вариантов доплат для конкретного сотрудника, делая пометку в элементе image133.png (флажок), например, как показано на рисунке 58.

image134.png

Рис. 58. Раскрывающийся список в таблице «Личные сведения»» с данными из поля «Вид доплаты» таблицы «Доплаты»

Пример отображения данных, имеющих множественное значение в таблице «Личные сведения», показан на рисунке 59. В дальнейшем будет показано, как можно использовать такие данные при создании запросов к базе данных и проводить вычисления.

image135.jpg

Рис. 59. Пример отображения данных, имеющих множественное значение

Вопросы для самоконтроля

  1. В каких случаях удобно использовать уже готовые данные в других таблицах базы данных?
  2. Как выбрать необходимые данные для переноса в другую таблицу?
  3. Как будут отображаться в таблице данные, которые перенесены из другой таблицы?
  4. Что необходимо сделать, чтобы в новом поле таблицы отображалось множественное значение данных из таблицы источника?
  5. Каким образом можно добавить или изменить набор данных в списке, который получен методом создания подстановки?